Блог "Петербургские сезоны"

Русский национальный костюм

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»
В истории России женщины, включая простых крестьянок, отличались тонким вкусом и умением подчеркнуть свою индивидуальность через одежду.

В их громадных сундуках можно было найти бесчисленное количество разнообразных нарядов. Они особенно уважали и ценили разнообразие головных уборов, будь то простые повседневные или роскошные праздничные, украшенные бисером и блестящими камнями.

Национальный костюм, его дизайн и узоры в значительной степени зависели от географического расположения, климата и основных занятий в конкретном регионе.
Верхняя одежда крестьянки: "шубка" Россия, конец XIX-начало XX вв. Курская губерния.
Русский народный костюм представляет собой сложное и разнообразное явление, выражающее стремление красоты и улучшения быта. Он является важным объектом материальной культуры, объединяющий различные прикладные искусства и ремесла, которые развивались на территории России.

Ткацкое ремесло, искусство вышивки, вязальное ремесло, изготовление кружев, ювелирное искусство - все они находили свое отражение в русском костюме. Элементы костюмов украшались резными пуговицами из серебра и золота, драгоценными камнями на кокошниках и т.д.

Национальный русский костюм имеет множество связей с различными видами искусства. Это лишь часть аспектов его создания.
Костюм женский: панёва, рубаха, передник, головной убор "сорока", ожерелье, пояс Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.
Традиционный русский костюм отличался тем, что одежда была либо распашной, либо накидной. Одежда накидного типа надевалась через голову, как современные футболки.

Народный русский костюм включал в себя много верхней одежды, таких как накидки, епанчи, шубы и прочее. Считается, что многие элементы одежды русского костюма были заимствованы у Византийской Империи и Польши – Речи Посполитой, что может быть связано с теорией "Москва – третий Рим".
«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Вероника Батхан. «Русские красавицы»
Портрет императора Петра I (1672-1725) Россия, около 1770 г. Петр I Алексеевич (1672-1725) – русский царь (с 1682), первый русский император (с 1721). Эта работа является эскизом для большого парадного портрета Петра I.
В 17 веке завершилось формирование русского национального костюма, после чего начались изменения под руководством Петра I. Государь стремился к европейским реформам и провел изменения не только в общественной жизни, но и в национальном костюме.

С приходом Петра к власти носить традиционную русскую одежду могли только определенные слои населения, такие как крестьяне, монахи и духовенство.

До этого существовал указ о защите национальной самобытности, который запрещал московским дворянам носить зарубежную одежду.

Реформы Петра I кардинально изменили моду в России.

До этого времени существовали лишь парадная и повседневная одежда, фасоны которой практически не менялись на протяжении десятилетий. С приходом Петра I в Россию стали проникать различные европейские национальные костюмы:
- Венгерский
- Французский
- Немецкий, который наиболее прочно закрепился в русской моде и практически вытеснил национальный русский костюм.

Таким образом, реформы Петра I ознаменовали переход от традиционной, практически неизменной одежды к динамично меняющейся европейской моде.
Экспозиция «Гардероб императора» в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня»

Сарафан у знати был забыт после реформ Петра I, который требовал от приближенных носить европейскую одежду.
Костюм женский: сарафан косоклинный с ложными (откидными) рукавами. Распашной косоклинный сарафан – один из наиболее распространенных типов сарафанов в России в XVIII–XIX вв.

Екатерина Великая

вернула этот предмет гардероба, желая воспитать в подданных чувство национальной гордости. Став императрицей, она сама стала носить русское платье, за что дамы при дворе последовали ее примеру.
Портрет императрицы Екатерины II. Рокотов Федор Степанович. Россия. 1780-е.
До 20 века национальный русский костюм был представлен в основном крестьянской одеждой.

Сегодня его чаще используют на тематических мероприятиях и не носят в повседневной жизни, что является негативной тенденцией.

В других странах, например, в Японии, традиционная одежда все еще актуальна и носят как на свадьбах, так и в повседневной жизни.

Эта культурная самобытность сохранена в России в меньшей степени.
Хотели бы возродить национальный костюм в России?